Мумий Тролль - Владивосток 2000

РеЦИнзия на «Голиаф». Ода гигантским фильмам.

Кинокритик Артем Циома лежал в новогодние вечера дома с высокой темературой и жадно смотрел сериал. Имя ему «Голиаф». Что из этого вышло?

Плохой Санта наших ожиданий ни разу не обманул. Да, он стареет, он уже не тот, но, если честно, плохишам это только на пользу - он становится более человечным и уязвимым, и теперь мы не только хотим быть похожими на него, а ещё и любим его. Чуете разницу?

Само название сериала как бы подсказывает нам, что юридическая схватка закончится не в пользу гигантской корпорации, а это значит, что мой дальнейший спойлер - и никакой не спойлер.

Пару слов о сценарийных штампах. Конечно же "Давид и Голиаф" - это замшелый давно не проветриваемый (как кабинет главного кинозлодея) штамп. И да, наши ожидания не обманутся. Но ведь так не хочется их обманывать, правда? Один знакомый дядька каждый день в течении более двадцати лет после работы обязательно ставит видеокассету с "Белым солнцем пустыни". Ведь есть в таком тупизме что-то понятное и милопримитивное, а? Разве не все мы так хотим, чтоб в итоге победило Добро (чтоб мы не имели в виду под этим словом)?

Зато все промежуточные предзказуемые киноклише рушатся на ура, это не может не радовать затосковавшего по новизне зрителя. Если вы из таких - кино может явно пригодиться. Нет, оно не супер-пупер кино. Это просто очень и очень и очень чертовски превосходно сделанный отличный продукт. В меру манипулятивный, в меру коммерческий, в меру трогательный; в меру манипулятивно-трогательный, в меру манипулятивно-коммерчески-трогательный. Но в целом - это хороший продукт, восемь часов просмотра будут вами прожиты не зря, не зря.

Пару слов о восьми часах. Это именно сериал. Такой, каким он должен быть: не мыльной оперой без конца; не "Секретными материалами", где всё, чего мы ждём - секс главных героев (героинь); кстати, не "Сексом в сити", где именно героинь; не бесконечным повторением "Белого солнца пустыни" и даже не этой кошмарной "Игрой престолов", выгодно оттеняющей очень неплохую книгу.

Нет-нет, не подумайте, что я против всего вышеперечисленного, что вы! Пусть будет! С маленькой поправкой - давайте соберём всех зрителей/любителей оного в одном месте и создадим для них гетто. Большое и комфортное. Размером с материк. С Антарктиду. Будут там играть с пингвинами в фанфики.

А вот этот (коли уж мы хитро расправились с еретиками) - настоящий сериал! То есть именно длинный фильм. Пора двухчасовых короткометражек давно позади, поезд братьев Люмьер уже ушёл. Ну как ушёл... ходить с детьми на классное (подчёркиваю, классное) 3D - вполне приятно. И вот, к примеру "Аватара" я никогда не ругал при всех его косяках, ведь полетать на драконе, это в крови каждого из нас, признайтесь.

Так же у нас в крови и глубокое погружение в тему. Если в кинотеатрах этот эффект достигается путём нехитрой сенсорной депривации (ничего не видно вокруг, нас обволакивают кресла, в зале поддерживается комнатная температура), то с сериалом мы встречаемся дома, наедине, с глазу на глаз и общаемся с каждой серией всё ближе, шаг за шагом проверяя, можно ли ему доверять.

Сериал - это объёмный роман, написанный для представителей неписьменных культур. Нам не хочется читать мелкие значки, мы любим татуировки и клипы. И вот как раз сериал может применить свои таланты в нашем первобытном обществе.

Вижу ваше нетерпение и прокручивание мышкой лишних слов. Что ж... перейдём к нашему предмету... как будто ещё не перешли. Всё, что написано вот тут ↑, каждое слово - о сериале, даже "мышка" (смотреть голиаф 2016 1 сезон онлайн в хорошем качестве без регистрации и смс).

Пару слов о сезонах: очень надеюсь, что второго не будет, ибо это уже капиталистическая американская идеология (в смысле голый маркетинг, навязанный творцам). Сам по себе единственный сезон - вполне состоявшийся фильм. Он эстетически не нуждается в продолжении, равно как и многие "Фарги" с "Молодыми папами" и "Однажды в сказками". А эстетическая необходимость для нас тут наиболее важна, не так ли? Мы ведь имеем дело с произведениями искусства на секундочку. Иначе зачем нам эти сериалы сдались? Смотреть, как живут же некоторые?

А некоторые ещё как живут! Сначала кажется, что живут те, кто при деньгах/власти. Так всегда кажется, если смотришь невооружённым глазом. Это нормально. Но помните, недаром наша российская культура сериалов началась с "Богатые тоже плачут"! И, ох, горючими слезами зальют тутошнее судебное пространство, связавшись с крепким маленьким отважным шотландцем, эти богатые! Какой бальзам на вооружённые глаза каждого маленького зрителя!



Я вам так скажу: был бы инстаграмм у Билли Макбрайда (главный герой, исполнитель - Билли Боб Торнон), то я б был одним из сотен тысяч верно лайкающих его селфи-посты с неизменной спутницей - бутылкой вискаря на пустом пляже. И я б отписался, как только он засветил покупку новой тачки или квартиры. Перефразируя Шнура, люди не любят у близких удач.

Да, такие мы стервятники - хлебом не корми, дай взглянуть, как отважный неудачник сокрушит несокрушимую махину, иначе, чего б мы в восторге открывали рты на последнем кадре "Бойцовского Клуба"? Это зрелище нам милее хлеба. Потому что мы альтруисты - мы забудем собственный кусок, если Голиаф лишится своего. Почему-то у нас это принято называть справедливостью. 



Так происходят абсолютно все переделы собственности и обогащения за счёт глупой толпы. Один Голиаф пожирает другого, пока дураки отождествляют себя с Давидом, оттопыривая карманы. Но сейчас даже не нужно сокрушать для обогащения реального монстра, достаточно его придумать и сочинить историю его падения, чтоб заработать. И мы вновь и вновь будем покупаться на эту историю. И вновь и вновь удивляться, почему великанская тень всё ещё нависает над нами? 

Может создаться ощущение, что всё очень плохо, и всё очень зря. Это не так, друзья мои. Я всё это написал совсем не за тем. Если вам кажется, что всё плохо, значит, вы так и находитесь под гипнозом, над которым работает целая индустрия шоу-бизнеса. В этом трансе мы бредим, что всё существует навсегда: если уничтожить монстра - то всегда будет хорошо, а если Зло победило - то оно тоже будет навсегда. Но на самом деле нет ничего однозначного. И маленький герой может стать чудовищем, и Добро может использовать незаконные методы, и гигантская корпорация на деле состоит из людей - слабых и напуганных друг другом. Вот в чём ценность этого фильма. А не в идее, что американская демократия существует и обязательно пожрёт более слабое Добро

Необязательно