Мумий Тролль - Владивосток 2000

Реанимация живописи

В Краснодаре на выставочной площадке КЦСИ Типография выставлены работы московского художника и куратора Владимира Потапова. В своих художественных практиках он исследует медиальные основы и возможности живописи в современном контексте и на стыках с другими медиа и видами искусства.

В художественных практиках Владимир Потапов пересматривает классические основы живописи с тем, чтобы изменить ее текущее положение как «мертвого» вида искусства. 

«Под предлогом» – это ситуация отсутствия оснований как в смерти, так и в здравии живописи, это ее призрачное состояние, требующее решительных действий по пересмотру и утверждению новых основ.

Выставка «Под предлогом» - результат деятельности Владимира Потапова за последние 6 лет. Она включает работы из серий «Свет», «Прозрачные отношения», «Проявление» и «Внутри», каждая из которых является одной из частей общей концепции трактовки современного состояния живописи.

Серия «Свет» 

На примере искусственных источников света Владимир Потапов демонстрирует разные исторические эпохи. Например, эпические светильники из московского метро, дворцов культуры, не давали забыть всем находившимся в лучах их света о мощи и величии советского режима. Маленькие лампочки символизировали практики нонкомформистов, людей, вытесненных советским истеблишментом и вынужденных проводить свои выставки на кухнях, делать закрытые поэтические чтения, концерты, проводить квартирники. Над ними всеми висела обыкновенная лампочка, являющаяся символом диссидентских нонкомформистских практик.

Третья часть серии - современные источники света, взятые из популярного шведского магазина IKEA, которые являются экономичными, энергосберегающими и, самое главное, импортированными. Это, грубо говоря, западный свет. Получается, что мы свои дома освещаем чужим светом, и это норма для современного человека, признак эпохи. Эти три вида источника света: советский имперский, советский диссидентский и нонконформистский и современный импортированный западный - большие пласты и являются признаками текущего времени.     

Серия «Прозрачные отношения»

В Краснодаре были представлены три работы из этой серии. В них идет прямое оппонирование классической живописи, которая пишется на глухом непроницаемом двумерном холсте, где создается живописная трехмерная иллюзия. Классическая живопись - это иллюзия реалистичного изображения, тогда как автор берет прозрачные материалы, добавляет настоящее третье измерение, и тем самым ломает стереотипы.

Это не холст-масло, не двумерное пространство, а реальное трехмерное пространство. При всем этом оно остается в поле живописи, потому что автор решает те же самые живописные задачи. И в некотором смысле это некий апгрейд представления о живописи.   

Серия «Проявление»

Серия «Проявление» представлена инсталляцией и бесконтактной живописью, в которой исключена телесность автора. Он работал с чистым пигментом без какого-либо связующего вещества. Работы являются размышлением автора после мора голубей в Москве в 2013 году. Он воспринимает это событие как знак и с тревогой смотрит в будущее, ищет взаимосвязь знака с грядущими событиями. Он чувствует происходящие в мире глобальные перемены и пытается подготовить себя к ним.

Серия «Внутри» 

Серия «Внутри» - некая история, связанная с памятью. Владимир Потапов взял за основу обыкновенные доски объявлений, висевшие в подъездах. За время службы они были перекрашены по 14-15 раз представителями коммунальных служб. При этом использовались разнообразные цвета. Автор стал соскрябывать слои с досок и таким образом формировались изображения. Это современная живопись, но при этом все также значимы цвет, композиция, соотношение цветов и контрастов.

Находясь рядом с автором, исследующим современное искусство, которое в нынешнем своем виде сформировалось еще на рубеже 1960-70-х годов, хотелось узнать авторскую интерпретацию термина. Что же такое современное искусство в 2016 году?

Владимир Потапов: Современное искусство - это зона, где художники пытаются делать какие-то новаторские высказывания, и тем самым продлить историю искусства, кроме прочего, оставить в нем свой мельчайший след. Важно то, что практически ни у кого это не получается. Из огромной массы людей, которые занимаются современным искусством, только у единиц выходит что-то интересное, оригинальное и то, что им обеспечивает в итоге попадание в историю искусства. Это и есть современное искусство: новаторские практики и попытки совершать их. 

По сути на классическую платформу вы наносите нестандартные элементы, тем самым актуализируя живопись. Она действительно нуждается в спасении?

Меня как художника и куратора волнует состояние современной живописи. Сегодня современная живопись - это «мертвое» высказывание, «мертвый» медиум, который в свое время доминировал в западной культуре. Потом все это пошло на убыль. Сегодня живопись в сравнении с перформансом, медиа-артом, видео-артом, другими видами современного искусства, является престарелой дряхлой бабушкой, которая уже все рассказала и как бы приготовилась к смерти. 

Что нового еще можно показать в живописи?

Эта проблема меня сильно беспокоит и является неким вызовом, потому что я фанатею от живописи. Но я не тот слепой фанатик, который что-то делает и никак не реагирует на исторический контекст или историю искусства в целом. Я осознаю, что живопись как медиум достаточно сильно выработана. Если живопись представить в виде шахты, где добывают уголь, то она пуста, ресурсы исчерпаны. Для того, чтобы находить новое, нужно прикладывать невероятные усилия. Мне хочется обновить живописный медиум как способ сообщения. Для этого я и работаю.

Ваша кураторская деятельность также посвящена теме продления века живописи. Удается еще отыскать уголь в заброшенной шахте?  

Я работаю над этим: нахожу интересных художников, объединяю их работы в большие групповые выставки и показываю новую современную живопись. Преимущественно нечто новое удается найти именно у молодых художников. 

Владимир Потапов приветствует гостей выставки «Под предлогом» в Краснодаре.

Вы много пишите о современной живописи. Эта деятельность имеет популяризаторские цели?

Я как теоретик и практик пишу о современной живописи, чтобы, с одной стороны, понять что собой представляет современная живопись, проанализировать её недостатки, возможные перспективы, охарактеризовать различные ее стороны, и, конечно, попробовать популяризировать медиум. 

Почему современное искусство легко обходится без живописи?

Практически все престижные проекты в современном искусстве: манифесты, Венецианская биеннале и другие, обходятся без живописи. Современные медиумы другие. Они вытесняют живопись, потому что это архаичный способ высказывания. Я именно с этим борюсь.

Спасибо КЦСИ Типография за возможности, Владимиру Потапову за творчество, и конечно, не забывайте жертвовать современным художникам на жизнь.