Мумий Тролль - Владивосток 2000

Программа Дом культуры. Воплощение образа Анны Карениной.

Одна из самых драматичных историй любви в мировой литературе воплощена в произведении Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Героиня романа, измученная непониманием, ревностью, чувством безысходности решается на отчаянный шаг - свести счеты с жизнью. Трагической развязке предшествуют страдания Анны, стремящейся сбросить тягостные моральные оковы. Образ Анны Карениной был неоднократно показан в кино и на театральной сцене. В киноэкранизациях романа Анна представала разной: высокомерной в исполнении Греты Гарбо, целомудренной - Вивьен Ли, ранимой - Софи Марсо, чувственной - Кира Найтли.

На балетной сцене один из самых запоминающихся образов Анны Карениной создала Майя Плисецкая в балете Родиона Щедрина. Передать в танце чувственность, любовь, трагедию - особенное мастерство и дается не каждой балерине. В Краснодарском Музыкальном театре историю Анны Карениной рассказывают языком современного танца. Режиссер и балетмейстер-постановщик спектакля «Анна Каренина» Александр Мацко демонстрирует собственную интерпретацию образа героини. О том, как языком пластики передать трагедию невыносимой любви и утраты корреспонденту «Наше радио-Краснодар» Анастасии Андерс рассказала исполнительница партии Анны Карениной Юлия Бельдекова. Солистка краснодарского Музыкального театра совсем недавно переехала в наш город, но уже успела завоевать сердца краснодарских любителей балета.

Юлия, откуда ты приехала в наш город, и какие впечатления на тебя произвел Краснодар?

- Я приехала в Краснодар из города Санкт-Петербурга. До момента прибытия никогда не бывала в Краснодаре. В день приезда стояла пасмурная погода. Ощущения были странные, какой-то холод охватил меня, чувство страха. Я думала о том, понравится ли мне здесь или нет… Но затем мы обжились, я устроилась на работу в замечательный коллектив. Настроение переменилось. Понравилась атмосфера города, жаркое летнее солнце. Для меня и нашей семьи все сложилось удачно. Я очень рада, что работаю в краснодарском Музыкальном театре, в замечательной балетной труппе.

Какая партия была самой яркой в твоей жизни до Анны Карениной?

- Ранее я работала в Санкт-Петербурге. Ездила на гастроли, танцевала классический репертуар, участвовала в современных постановках, конкурсах, но назвать роль, которая стала бы вспышкой в моей творческой деятельности, назвать не могу. Уже в Краснодаре самым ярким номером стала «Свадебка», которую поставил для меня Александр Викторович Мацко. Для меня очень важно доверие, оказанное мне Александром Викторовичем. Исполнить достойно такую партию - самое ценное для меня. Это большая ответственность.

Речь идет о номере «Свадебка» в модерн-балете «Новеллы: только о любви» Александра Мацко. Это показанный языком современного танца древнерусский свадебный обряд. Артисты балета исполняют партии в традиционных крестьянских одеждах под музыку балканского композитора Горана Бреговича.

 

Как ты открывала для себя Анну Каренину?

- Когда идет постановочный процесс, всегда думаешь об образе, движениях, о том, какой должна быть Анна Каренина, именно твоя. Как ты проживешь эту историю на сцене, как сможешь донести образ до зрителя. Выходишь из театра, и работа над образом не останавливается. Мысль о героине продолжает развиваться, обращаешься к роману (первоисточнику), перечитываешь сцены, пытаешься понять, что автор чувствовал, когда писал произведение. Пересматриваешь киноэкранизации романа, которых огромное количество. Интересно, как каждая актриса будет воплощать свою героиню. Накапливаешь это в себе как копилка, которая в момент выступления на сцене должна разбиться, и собранные эмоции нужно выплеснуть на зрителя.

Как поменялось твое отношение к произведению Льва Толстого с момента первого знакомства с романом до воплощения образа Анны Карениной на сцене?

- Когда я столкнулась с этим произведением в школьной программе, оно не заинтересовало меня настолько, чтобы хотелось его вновь перечитать. Тогда я и предположить не могла, что буду танцевать эту партию. Когда нам в театре сказали, что в новом сезоне будет постановка «Анна Каренина», в это даже не верилось. Затем распределили роли. Я узнала, что буду исполнять партию Карениной. Стала перечитывать роман. И начала смотреть на сюжет произведения уже другими глазами.

Когда показывают на сцене картину нравов, и героиня предстает в неприглядном свете, как сыграть, как показать в танце другие оттенки, полутона?

- Отношением к Каренину, отношением к Вронскому. Когда героиня в браке с Карениным, она не испытывает счастья, любви, головокружения от поцелуя, а с Вронским она чувствует себя настоящей женщиной. Она любима, и купается в его любви. Нужно это показать взглядом, жестом, пластикой. Полет от счастья. Это нужно почувствовать, чтобы вложить в движение, улыбку.

Режиссер подробно рассказывает, как он видит образ героини, как его эмоционально показать?

- Он приходит в зал, показывает хореографию, дает поле для творчества. А что именно ты вкладываешь в поворот, движение - это твоя работа над партией. Пять девушек готовились к этой роли, и у каждой свои ощущения, свой жизненный опыт, своя Каренина.

Сложно показать на сцене чувства, которые сама в жизни не испытывала? Материнство, безумие…

- Очень сложно. Играешь интуитивно.

Ты репетировала сразу две партии, Анны Карениной и Кити Щербацкой. Как прочувствовать и показать эмоции сразу двух, таких разных, героинь?

- Мне было очень сложно. Параллельно шли постановочные репетиции в двух залах. Я думала о том, что мне нужно просто раздвоиться, чтобы запомнить хореографию. Для меня очень важно присутствовать на каждой репетиции, чтобы ловить все тонкости: манеру исполнения, движения, поворот головы. Александр Викторович точно показывает каждое движение, и для меня очень важно это увидеть. Анна и Кити - совершенно разные партии. Две разные женские судьбы, у каждой своя история жизни. Анна Каренина - статная женщина, уже в браке, имеет ребенка, у нее свой статус в обществе, а Кити - юная девушка, которая мечтает о любви. Это большое поле для творчества. Для меня, как для артистки, сыграть одновременно две такие разные партии – это большой опыт. Я благодарна, что Александр Викторович увидел во мне двух этих разных девушек.

Анна Каренина в исполнении Юлии Бельдековой обладает особенной притягательностью. Характерные для Юлии плавные движения, умение держаться на сцене "словно парить" рисуют уникальный образ, находящийся в абсолютной гармонии с замыслом автора. Каждое движение Юлии наполнено смыслом, в каждом повороте головы виден характер героини, ее стремления и терзания. Юлия смогла передать в танце насыщенную и разнообразную гамму чувств Анны Карениной: от порока и нежности до сожаления и отчаяния. Можно заключить, что Юлия Бельдекова с помощью режиссера Александра Мацко создала уникальный образ героини, отражающий историю жизни и смерти Анны Карениной.

  

Фотограф: Диана Павленко. 30.01.2015.

Балет "Анна Каренина" в краснодарском Музыкальном театре.

Анна во всех событиях видела знаки судьбы. Были какие-то знаки в твоей жизни, которые привели тебя к этой роли? В твоей жизни есть место знакам судьбы?

- Я верю в судьбу. Жизненные моменты настают не просто так. Даже мой приезд в Краснодар был таким неожиданным. Год назад я не могла и предположить, что мы приедем в этот город. Мы рассматривали возможность остаться в Санкт-Петербурге, переехать в Москву или ко мне на родину в Чебоксары, и вдруг решаем ехать в Краснодар. Я попадаю в эту труппу и танцую Анну Каренину. Кто бы мог подумать, что я смогу работать над такими интересными постановками. Может, то был знак, что нужно ехать сюда.

Сцена в опере. Как в танце передать состояние, когда все отвернулись и осуждают, а ты один на один со своими мыслями?

- В нашем спектакле эта сцена поставлена замечательно. Нет лишних движений. Появление героини, поворот головы, взгляд настолько говорящие… Многие артисты отмечают, что гораздо сложнее просто стоять на сцене, чем танцевать. Необходимо заполнить пространство взглядом, эмоциями, чтобы зритель тебе поверил. Героиня приходит в оперу, и общество ее отвергает. Она замыкается в себе, ей становится чуждо все. Нужно все это в себе проговорить и точно передать эмоции зрителям.

Героиня постоянно думает о смерти и отсутствии будущего. Это предвидение или некая программа самоуничтожения?

- Я думаю, что это предчувствие, так как на протяжении всего романа она видит знаки во сне, видит несчастного, который погиб на вокзале. Она пытается уйти, забыть и жить будущим, жить любовью, но ее что-то останавливает. Это знаки. И в конце она решает уйти, чтобы не мучиться.

Как ты сама относишься к поступку Анны Карениной в конце романа?

- Она коварная женщина. Я бы так не поступила. Она себя освободила и ушла, чтобы не мучиться. Но остались люди, которые ее любили. Она могла бы жить для дочери, но она ее бросила. Это эгоизм. Любящая жена, мать так бы не поступила.

Технически тяжело далась роль?

- Это двухактный балет. Нужно рассчитать силы, эмоции. Много сложных дуэтов, поддержек. Мы работаем с предметами, бутафорией. У нас есть танец на кровати. Это сложно. Здесь нужна работа мышц рук. Исполнение этой партии требует и физической и моральной подготовки. Твое тело должно быть готово. Но в конце наступает счастье, когда слышишь зрительские аплодисменты. 

Посмотрев спектакль, можно заглянуть в душу режиссера?

- Можно, ведь спектакль для режиссера словно ребенок. Хореография, выбор музыкального материала, все, что Александр Викторович вложил в балет, находится в гармонии с его внутренним миром. К примеру, музыка. Она настолько мелодична, танцевальна, красива. У него такой богатый внутренний мир, он наполнен чувством любви, и когда он приходит в зал, то полностью отдается, каждую эмоцию пропускает через себя, и пытается донести до нас. Я чувствую его в каждом движении.

Что ты подчеркнула в себе нового, как в балерине, сыграв Анну Каренину?

- Я стала взрослее, к каким-то вещам отношусь теперь по-другому. Можно казать, что я изменилась. Это новый этап моей творческой жизни.

Слушайте также радиоверсию интервью с Юлией Бельдековой о воплощении ею образа Анны Карениной на балетной сцене в программе "Дом Культуры" на Нашем радио-Краснодар. 

Фотографии предоставлены Юлией Бельдековой.

Анастасия Андерс. Радиопередача "Дом культуры". Наше радио-Краснодар. 104,7 Fm. ТРК "Новый Ракурс".


29.01.2015. Воплощение образа Анны Карениной. Интервью с солисткой краснодарского Музыкального театра Юлией Бельдековой. Радиопрограмма «Дом культуры». Наше радио - Краснодар (104,7 Fm).