Мумий Тролль - Владивосток 2000

Рок уже не тот

«Культура рождается из сплава политики,

нравов и местности. Она – их точное отражение.

Страшно представить,  что же мы сумеем в`ыносить». Р.Г. Мариев.

Рок-культура Краснодара, как и культура русского рока в целом, - своеобразный феномен, выкидыш времени и места. Столица Кубани – некогда аграрный гигант, претендующий на это звание и ныне, - потерянный город, в котором многоэтажки свысока глядят на крохотные частные домики, а бабушкам в трамваях уступают места девочки с бритыми черепами и мальчики в обтягивающих брюках. Что же сможет привнести в мировую культуру город, застрявший между времен и нравов? Очередное «Зверство»?

Фрэдди Меркьюри не доволен 

Нередко, претендующие на авторитет языки, скорбно вздыхая, заявляют, что на Кубани, и в Краснодаре в частности, рока нет, есть только «жалкие попытки его творить, но»… «Увы и ах», в общем. Так почему же местные рокеры вызывают такие пересуды? Неужто краснодарские группы настолько плохи? Попробуем разобраться с самого нутра.

Пожалуй, одной из самых острых тем для препирания местных музыкантов всегда был вопрос патриотизма. Не в плане размахивания флагами, а в вопросе исполнения песен на русском. Ни для кого не секрет, что зарубежный рок – некий эталон для каждого «порядочного рокера». Начиная с «Limp Bizkit», и заканчивая «RHCP». Вечные обвинения НАШИХ исполнителей в плагиате, подражании и прочем. Да, изобретать велосипед, конечно, дело не из приятных, но как еще добиться чего-то стоящего, как не методом проб и ошибок? «Все мелодии спеты», есть ли это приговор? И, если да, то что с этим делать? Заниматься переводами хитов и ремиксами семи нот? Или же, все-таки пытаться сделать что-нибудь своё? Чем дальше в 21 век, тем уже ниша для оригиналов. Таким образом, произошел раскол между патриот-музыкантами и теми, кто признает права англоязычного рока на мировое господство.

Кто сказал, что в СССР не было рока?

Начнем с первых. Петь «для народа на родном языке», конечно похвально, - приятно понимать, о чем страдает музыкант. С другой стороны, не каждый может похвастаться поэтическим гением, поэтому то, что на английском звучало бы более-менее прилично, на русском, чаще всего, заставляет органы слуха кровоточить.

Вторые, претендуя на всемирную известность, порой перегибают с подражанием и теряют всю самобытность, а сочинять тысячную вариацию рок-н-ролла с нотками хэви, дело отнюдь не прибыльное (коммерческие цели для ребят из «клуба полиглотов» зачастую превыше всего), да и кубанский говорок вкупе с русским акцентом – это нечто.

Итак, когда до местных самородков доходит тщетность их попыток угодить толпе, возникают две параллельные ветви реальности. В одной группа бросает свои затеи и уходит строить карьеру офисного пролетариата, изредка собираясь в гаражных лабиринтах «поностальгировать». Во второй музыканты бредут сквозь тернии к собственному звучанию и игре «в кайф».

Разбить гитару - иногда это единственно верное решение.

Как бы там ни было, начало пути и творческие муки – вот то, что наблюдает наша многострадальная малая Родина, ибо те, кто нашел «путь наверх», чаще всего покидают Кубань, как отмершую чешую.

Собственно в этом и вся тайна «мертвого рока» Кубани, полупустых баров и прочих концертных полигонов краснодарской округи; ключ к разгадке, почему «рок уже не тот». Своими измышлениями на этот счет поделился «старожил» краснодарского рока – Артур Сергеев:

«Рок уже не тот», - это вообще хорошая фраза, которая каждый год подстёгивает что-то делать в этой индустрии. Рок меняется: нельзя сравнивать рок семидесятых, нулевых, рок, который живет сейчас… О том, что «рок умер», говорил ещё Гребенщиков в 80-х, Мэрилин Мэнсон в 90-х, и вполне возможно, что какой-нибудь, ну… допустим, Андрей, говорит об этом сейчас в Краснодаре. И это хорошо».

"Музыка дает крылья", - это хорошо, конечно. Но также важно не терять голову..

То есть в нашем случае, «отрицательный результат – тоже результат». Так, возможно, не стоит критиковать молодые коллективы до полного их отказа от музыки? Может, стоит поверить в их возможный талант? Поддержать, в конце концов, ведь в заданных условиях, даже самые гениальные творцы переживают такой адский стресс, который способен навсегда убить желание заниматься музыкой вообще. Тем более при постоянном внушении теории о ничтожности кубанской рок-культуры.

В настоящий момент в Краснодаре есть практически все, что нужно молодым музыкантам: музыкальные магазины, концертные площадки, звукозаписывающие студии, репетиционные базы – все, что душе угодно, даже «школы рока». Так что мешает местным талантам пробиться? Сложно сказать. Для тех, кто мнит себя талантом, и сокрушается над тем, что до сих пор ничего не добился, есть небольшой совет – ищите ответы в себе.

Честность и здоровая самокритика – вот то, что нужно рок-Краснодару. То, что нужно каждому.    


НАШЕ радио Краснодар. ТРК «Новый Ракурс».
Автор: Ольга Высочина.