Мумий Тролль - Владивосток 2000

Сурганова. Оркестр. Конферансье.

«Игра в классики» - спектакль взаимоотношений между музыкой и слогом, оркестром и зрителем, эмоциями и равновесием. Еще осенью группа «Сурганова & Оркестр» начала необычный концертный тур. Каждое выступление рок-героя и оркестра - театральная импровизация на контрастные темы. Катализатор размышлений действующих лиц на сцене - реакция зрителей, которые становятся участниками представления и охотно вступают в диалог с героями спектакля. Все участники действа на сцене и вне ее испытывают гамму ярких эмоций. Особый почерк спектакля - одиозный конферансье. Женщина в белом парике и вызывающе красном наряде нарочито сообщает о ходе концерта, разговаривает со зрителями и читает стихи. Это действие, с одной стороны, вызывает неподдельные улыбки, разряжает атмосферу глубинных размышлений, с другой, демонстрирует колорит происходящего, изобилует новыми темами, и очерчивает ту грань, когда концерт плавно перетекает в театральное действо. Результат спектакля - улыбки и одухотворенные лица зрителей. Театральная концепция программы "Игра в классики" краснодарской публике приглянулась. Об этом свидетельствовали продолжительные аплодисменты и бесчисленные букеты цветов для Светланы и ее Оркестра "классической формации".

О том, как Светлану Сурганову и ее большой творческий коллектив принимали в Краснодаре, мне, корреспонденту "НАШЕго радио-Краснодар" Анастасии Андерс, и моей коллеге Татьяне Маяковской, посчастливилось услышать из первых уст. 

Светлана Сурганова: "Концерт прошел хорошо. Сосредоточенно. При этом очень тепло. В Краснодаре потрясающая публика. Очень темпераментная, искренняя, доброжелательная, щедрая на цветы, эмоции, аплодисменты, улыбки. Одно удовольствие петь для такой публики".

Проект "Игра в классики" - для того, чтобы создать театр Светланы Сургановой, или это зов души и времени?

Светлана Сурганова: Так родилось, совершенно естественно, играючи, с улыбкой. Мы очень любим свою аудиторию, верим в нее. Зрители вместе с нами готовы к разным экспериментам. По-моему, все получили удовольствие.

Как возникла идея задействовать конферансье, и почему выбрано имя «Изольда Генриховна»?

Мы посмотрели на Лену (с улыбкой смотрит на директора группы «Сурганова & Оркестр Елену Жукову), когда она облачилась в концертный наряд, и приняли такое решение. Еще в моем детстве существовал такой стереотип. Если вы ходили в филармонию, классические концертные залы, то можете вспомнить, что к публике выходила статная дива и хорошо поставленным голосом объявляла номера. Мы немножко подсмотрели,  вспомнили, как выглядят эти тетушки, и в несколько гротескном варианте сделали из Леночки "мега-секси". Когда мы ее увидели в красном платье, то поняли, что это может быть только Изольда Генриховна. Никакое другое имя не подойдет: ни Софья Родионовна, не Зоя Михайловна, ни Александра Павловна. Подходит имя именно Изольда Генриховна.

Кто придумывал тексты для конфераньсье, и как они создавались?

Автор реплик конферансье в исполнении Елены Жуковой - Юрий Горошевский. Я поставила перед ним творческую задачу. Придумать такой конферанс, который был бы на грани какого-то сумасшествия,  фарша слов и фарса. По моему замыслу должно было быть много музыкальных терминов: в тему и не в тему, чтобы у людей закружилась голова от их изобилия и потока информации. Юрий Горошевский сумел все собрать, скомпилировать. Когда обкатывали программу, что-то пришлось сократить. Когда мы собрались, итогом совместного мозгового штурма получился шедевральный текст. Я горда за эту идею. Это, вообще, лучшее, что родилось в моей голове.

(Вопросы к Елене Жуковой) Сложно выходить на сцену в столь необычном образе конфераньсье?

Елена Жукова: Как ни странно, мне абсолютно не было волнительно или страшно. В силу рода занятий мне постоянно приходится общаться с большим количеством людей, поэтому обещанного волнения не случилось. Я его ждала, а оно так и не наступило. Я выхожу на сцену и общаюсь с публикой совершенно легко.  Возможно, в этом есть и плюсы и минусы.

Как конферансье принимают зрители? 

Где-то сразу смеются, где-то недоуменно молчат, присматриваются. Это реже, но тоже бывает.

Светлана Сурганова: Человек просто рожден для сцены. Я считаю, что это редкий случай. Такая уверенность, подача, абсолютная состоятельность персонажа. Считаю, что это наше открытие. Елена Жукова не только директор, а еще и прекрасный актер.

(Вопросы к Светлане Сургановой) Используете импровизацию, «играя в классики»?

У нас каждый концерт отличается от другого по репликам и по ситуации. Импровизируем, подтруниваем друг над другом.

Недавно у вас был опыт работы радиоведущей. Вы занимались подготовкой новостей для эфира. Понравилось?

Это серьезный труд. Человек, читающий новости, должен иметь самообладание и хорошую дикцию. Это большая ответственность. Ты должен сделать это доходчиво, внятно, энергоемко. Доносить информацию - это серьезное искусство.

Вам важно быть в курсе событий в мире?

Периодически интересуюсь, однако новости не радуют положительной динамикой. Поэтому интересуюсь от случая к случаю.

Не удивляет засилие гиперреализма во всех видах искусства? Может, наступил кризис идей?

Возможно, что людям начала изменять фантазия. Видеть этот мир по-своему, метаморфизировать всем сознанием прекрасно. Может, гиперреализм - попытка смириться с окружающей действительностью, чтобы человек меньше боялся ее. Показать всю ее изнанку: весь ужас или прелесть. Это тоже веяние, которое рано или поздно схлынет, уйдет на второй план. Человечество накушается одного плода, потом начнет другой плод кушать.

За что вы любите Серебряный век, и есть ли созвучия в веке нынешнем? 

Есть много талантливых поэтов. Чувствуется пропитка. Что есть серебренный век… Это какая-то степень изящества, откровенности, ажурности, чувство ритма, стихотворная музыкальность. Во многих современных авторах это присутствует. Поэтому отзвуки есть.

О путешествиях. Где еще не успели побывать?

По-прежнему мне до Японии никак не доехать. Я, конечно, посетила бы Индию, несмотря на то, что я очень трепетно отношусь к воде и чистоте. Но когда-нибудь я стану выше всего этого, смирюсь. Просто возьму и поеду, ни о чем таком не думая. Я не была в Норвегии, на Северном полюсе, в Антарктиде.

Согласились бы поучаствовать в арктической экспедиции?

Наверное да. Но это тяжело. Я ужасно боюсь мороза. Стараюсь закаляться: каждый день принимаю душ, который заканчиваю холодным обливанием. Помогает, но не до конца. Но все же северные страны мне ближе, чем теплые. Жару сложнее переношу, чем холод. Жара и духота смерти подобна.

Нравится слушать тишину?

Светлана Сурганова: "Мне важно слышать тишину".

Слушать тишину - это мое любимое времяпрепровождение. Приходят в голову разные мысли, фантазирую по поводу будущего. Если бы не фантазировала, никогда бы не отважилась построить дом. Поэтому надо не бояться мечтать, прорисовывать в воображении предмет мечты. И тогда мечта обязательно сбудется.

После исполнения задуманного наступает «кризис мечты»?

Всегда. Записал пластинку, построил дом… Когда финишируешь дело, которое требовало времени, душевных, физических сил, возникает чувство опустошенности. Но это просто период, который нужно пережить.

Вы не разучились удивляться? Что последнее Вас удивило?

Нет. Причем удивление у меня чаще всего с позитивным налетом. Иногда удивляются со знаком минус, а я всегда удивляюсь со знаком плюс, и это соседствует с очарованием. Удивление знак равно с очарованием. Я очаровываюсь, восхищаюсь, удивляюсь солнечному утру, аромату тюльпанов, который не свойственен нашим широтам. Недавно мне подарили красно-желтые тюльпаны. Была удивлена и восторженна.

Светлана Сурганова в очередной раз подарила яркие эмоции краснодарским зрителям, которые будут с нетерпением ждать следующего приезда и новых перевоплощений творческого коллектива "Сурганова & Оркестр".  


НАШЕ радио Краснодар. ТРК «Новый Ракурс».
Автор материала, фото, видео: Анастасия Андерс.